Плато Маньпупунёр
Лучшие достопримечательности в 2008 году народным голосованием выбирала вся Россия. Удивительные останцы причудливых форм и огромных размеров уверенно вошли в «чудесный» список. После объявления результатов конкурса фото природного чуда облетели весь мир, и на плато Маньпупунёр дружными рядами потянулись путешественники, чтобы увидеть его своими глазами.
История появления уральских каменных останцев в республике Коми
Уникальный природный памятник Урала образовался миллионы лет назад. Он гораздо старше многих достопримечательностей, признанных в мире Чудесами Света. Из-за понижения рельефа Уральские горы стали одними из самых низких в мире. А в первобытные времена на территории нынешней Республики Коми высились неприступными грядами высоченные горы. Урал — кладезь различных ископаемых, в его недрах можно найти десятки горных пород, мягких и твёрдых. Вершины гор тысячелетиями разрушало выветривание, точили дожди, жара и морозы. Более мягкие породы растрескивались под действием ветряных бурь и вымывались дождём в низины. А скалы, сложенные из твёрдых пород, достойно выдержали натиск выветривания, существуя сегодня в виде каменных столбов оригинальных очертаний. Таких камней в горах Урала немало, но огромные изваяния Маньпупунёра, сложенные из серицито-кварцитовых сланцев, потрясают своими размерами. Перед их величием меркнет даже знаменитый на весь мир английский Стоунхендж.
Плато Маньпупунёр находится в удалении от населённых мест, на территории Печоро-Илычского заповедника Троицко-Печорского района Республики Коми. В радиусе ста километров нет никакого жилья и инфраструктуры. Местность, расположенную на Северном Урале, вблизи от границы с полярным кругом, в древние времена занимали предки уральского племени манси — вогулы. Название Маньпупунёр в переводе с мансийского означает «малая гора идолов». На горе возвышается каменный ряд из семи идолов-великанов. Общее число останцев Маньпупунёра гораздо больше, но остальные камни выветривание затронуло мало, и они не представляют особого интереса. Вершина Маньпупунёра образует плато, на котором и высятся каменные столбы. Шесть идолов выстроены в ряд на кромке высокого обрыва, а седьмой, напоминающий своей формой перевёрнутую бутылку, расположен немного в стороне. Высота столбов достигает от 30 до 42 метров. Уникальные изваяния известны под разными именами: «столбы выветривания», «каменные идолы», «семь великанов», «мансийские болваны».
Плато Маньпупунёр признано местом силы и энергетических всплесков. Если смотреть на идолов с разных сторон, в их очертаниях можно увидеть то людей, то животных, то целые композиции. Местные жители утверждают, что столбы периодически меняют своё местоположение. Популярность геологического памятника способствует развитию спортивного туризма — ежегодно республика принимает тысячи путешественников. А ведь когда-то подниматься на вершину к скальным идолам было категорически запрещено — каждый каменный столб у манси считался культовым объектом, обожествляясь в традициях шаманизма уральских народов. Посещать хребет и мифических идолов можно было только шаманам. Среди манси существует поверье, что в древние времена на вершине находился языческий храм — капище. Обходя с бубнами каменный ряд, шаманы на вершине хребта подпитывались мистической энергетикой, которую использовали затем для своих ритуалов.
Не только Маньпупунёр был священным и одновременно запретным местом для рядовых вогулов. Если посмотреть на туристическую карту Урала, то можно увидеть, что поблизости находятся плато Торре-Порее-Из и гора Холат-Чахль (в переводе с мансийского — Лысая гора). С Холат-Чахль связан зловещий случай, который произошёл в советское время с группой студентов Уральского политехнического института. Девять человек во главе с руководителем группы Игорем Дятловым погибли на перевале во время зимнего похода при невыясненных до сей поры обстоятельствах. Странное совпадение, но ранее в окрестностях вершины Холат-Чахль погибла группа охотников манси, и их тоже было ровно девять. После этого Холат-Чахль стали называть горой Мертвецов. А на границе Свердловской области и Пермского края, в Вишерском заповеднике, есть гора Ялпынг-Нёр (перевод с языка манси означает «молебный камень»), где в древности находилась одна из главных священных пещер вогулов. Сегодня манси исповедуют христианство, но среди представителей этого народа ещё остались потомственные шаманы, которые помнят и знают языческие обряды.
Когда лучше ехать на плато и как добраться до Маньпупунёра?
Мансийские болваны-идолы прекрасны в своём величии в любое время года: озарённые первыми лучами весеннего солнца или же укутанные осенними туманами. В те дни, когда вершина подёрнута плотной пеленой, которая обволакивает каменных идолов туманной дымкой, сказочные исполины выглядят просто потрясающе. А зимой, покрытые снегом и льдом, столбы Маньпупунёра напоминают огромные осколки от того самого хрустального дворца. Никакие фото не могут передать мощи и величия этой природной достопримечательности — Чудо Света России и Урала нужно видеть воочию.
В какое время года посетить Маньпупунёр, каждый путешественник должен решать самостоятельно. В тёплые месяцы на плато проще всего добраться вертолётом, для чего на вершине обустроена вертолётная площадка, а зимой можно доехать на снегоходах или лыжах. Тех туристов, которые предпочитают путешествовать исключительно пешком, летом ждёт долгий, но увлекательный путь в каменный мир. Карта маршрута к геологическому памятнику включает автомобильные, водные и пешие отрезки пути по совершенно необитаемым местам, через реки и тайгу. Их могут преодолеть только самые выносливые туристы. Лучшее время для пеших путешествий к древним столбам — конец лета-начало осени, когда в лесах уже нет мошкары, поляны усыпаны северными ягодами, а уральский воздух хрустально чист. В это время года с плато открываются непередаваемые пейзажи тайги, укутанной в красно-жёлтые одежды, и можно сделать потрясающе красивые осенние фото.
Приобретая пешие туры на плато, необходимо помнить, что гора идолов находится на территории Печоро-Илычского заповедника. Ландшафты здесь строго охраняются егерями, поэтому туристы допускаются в заповедник по графику. Количество людей, которые одновременно могут находиться в заповедной зоне, ограничено.
Заниматься разрешением на вход в уральский заповедник нужно начинать заранее — процесс получения может затянуться на месяцы. Именно поэтому удобнее всего идти в поход на хребет идолов в составе групп, организованных туроператорами, у которых есть оптимально составленный график движения и питания, а также всегда есть в наличии пропуск в заповедную зону. Для сохранности ранимой экосистемы мхов на плато проложены щебёночные дорожки, отклоняться от которых категорически запрещено — следы на мхах и лишайниках остаются на годы. Также в период высокого риска возникновения лесных пожаров вход на территорию может быть недоступен, поэтому самым оптимальным, комфортным и экологичным способом посещения Маньпупунёра остаётся экскурсия на плато вертолётом.
Северный Урал и Республика Коми — край далёкий и труднодоступный, и здесь особым спросом пользуются комбинированные туры с посещением нескольких мест в одной поездке. Поход на плато Маньпупунёр к идолам можно совместить с экскурсиями на близлежащие возвышенности. Столбы выветривания — весьма характерное явление для северного края, и на карте Урала немало мест, где есть хотя бы один интересный останец. Всего в двух десятках километров от Маньпупунёра находится плато Торре-Порре-Из, где по мансийской легенде жила красавица Айим. В ста километрах южнее высится мистическая гора Холат-Чахль с перевалом Дятлова. Выветривание наложило свой отпечаток на интересный уральский хребет Чувал (Чувальский камень), расположенный в Красновишерском районе Пермского края, а на границе Свердловской области находится та самая гора Ялпыг-Нёр с Молебным валуном, которую по легенде населяли добрые духи. Маршрут до Маньпупунёра за последние годы преобразился — одно из природных Чудес Света, которыми гордится Россия, стало более доступным для пешеходного туризма. Климат в этих краях непредсказуем даже летом, когда внезапно может пойти снег или зарядить ветряной дождь. Теперь же на 100-километровом пути к Маньпупунёру построено около двух десятков модулей для временного пристанища путешественников, где можно переждать непогоду, чтобы двинуться дальше.
Легенда о красавице Айим, храбром Пыгрычуме и злом великане Тореве
У манси с идолами связано несколько легенд и сказаний. Все они повествуют о жизни древних вогулов и страшных великанах, которые хотели погубить угорские племена. Среди нескольких сказаний и былин, которые веками манси передают из поколения в поколение, самая интересная — о красавице Айим и злом великане Тореве.
Когда-то уральский край населяли племена древних вогулов, предков манси. Богатая земля давала жителям вкусную пищу, чистую воду и несметное количество камней для постройки домов, создания предметов быта и украшений. Из шкур и меха животных шилась красивая одежда. Мужчины-вогулы были сильными, быстрыми и ловкими, а женщины — хозяйственными и красивыми. Во главе одного из племён, живших на горе Торре-Порре-Из, стоял вождь, могущественный Куущай. Он хорошо ладил с добрыми духами, населявшими гору Ялпынг-Нёр, и дела у племени шли отлично. У Куущая была красавица-дочь Айим и сын — храбрый Пыгрычум. Жили они все в хрустальном дворце, построенном из больших глыб горного хрусталя, о которых им поведали духи. Другого такого месторождения на Урале было не найти. Рядом с дворцом стоял каменный пилон-башня, с вершины которого Куущай разговаривал с духами.
Слава о красоте дочери вождя разнеслась далеко за пределы обитания племени. А уральский край населяли не только добрые люди — здесь жил злой великан Торев со своими братьями. Прослышал он о красоте Айим и послал к Куущаю гонца с требованием отдать дочь ему в жёны. Посланник вернулся к великану ни с чем — вождь вогулов только рассмеялся в ответ на предложение. Со злости ударил Торев громадным кулаком о скалы так, что они задрожали. Собрал великан своих братьев и отправился в дорогу, чтобы силой взять Айим в жёны. Подойдя к подножию Торре-Порре-Из, великаны до утра ждали, когда мужчины племени уйдут на охоту. Увидев, как храбрые вогулы во главе с Пыгрычумом покидают село, они бросились к хрустальному замку. Но Айим, которая стояла в этот момент на вершине башни, увидела великанов и взмолилась: «О, добрые духи! Помогите мне спастись и верните домой наших воинов!». В тот же миг разверзлись небеса и на землю хлынул ливень, окружив село плотной завесой воды. Засверкали молнии, загрохотал гром. Пока великаны удивлялись внезапному коварству небес, Айим вместе с двумя слугами покинула селение, убежав через волшебный проём в толще льющейся воды, который оставили ей духи.
Когда ливень закончился так же внезапно, как и начался, великаны бросились в замок, но в нём уже никого не было. Торев понял, что красавица Айим обвела его вокруг пальца. Он зарычал как раненый медведь и взмахнул своей огромной палицей, разрушив башню и хрустальный замок. А затем бросился в погоню за беглецами. Как бы быстро ни бежали Айим и её верные спутники, но силы были неравны, и на высоком горном плато великаны нагнали их. Дальше бежать было некуда — внизу лежал глубокий каменный обрыв. «Лучше я прыгну вниз с высоты и разобьюсь», — подумала Айим, повернувшись лицом к пропасти. «Держите её!», — крикнул Торев братьям, и те дружно зашагали к обрыву. Но лишь только девушка подошла к краю горы, как на ней появился Пыгрычум. В одной руке он держал меч, а в другой — блестящий щит, который дали ему добрые духи. В этот момент из-за облаков вышло солнце. Пыгрычум поймал щитом солнечный луч и навёл его на Торева. Не успев опомниться, тот окаменел, превратившись в огромную глыбу. Увидев это, шестеро братьев великана бросились бежать, но отражённые от щита солнечные пики настигли и их. Так Торев и его братья превратились в каменные столбы, тысячи лет безмолвно взирающие на Уральские горы. Плато, которому вогулы дали имя Маньпупунёр, с тех пор стало священным. В его окрестностях часто идут «горизонтальные дожди» с ветряным шквалом — как тот, что защищал Айим. А люди в этих местах нередко находят осколки горного хрусталя, что остались от некогда огромного хрустального замка.